Главная > Православные статьи > Пояс Пресвятой Богородицы

Пояс Пресвятой Богородицы


28-03-2013, 22:08. Разместил: adminn
В конце октября 2011 года из Афонского монастыря Ватопед в Россию была принесена великая святыня православной церкви - честной пояс Пресвятой Богородицы. Это событие стало возможным бла годаря инициативе и попечению фонда святого апостола Андрея Первозванного внекоммерческого благотворительного фонда общество друзей монастыря Ватопед на святой горе Афон имени преподобного Максима Грека и при содействии общественного совета центрального федерального округа РФ.

В интервью для СМИ, сделанном еще в июле, председатель попечительского совета Фонда святого апостола Андрея Первозванного и глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин по это-му поводу сказал, что «для всей Русской Православной Церкви это станет большим и радост-ным событием».
Фонд неоднократно организовывал принесение православных святынь на каноническую территорию Русской Православной Церкви с Афона и из других мест. Благодаря ему право-славные христиане России, СНГ и Балтии смогли поклониться честным мощам святого апосто-ла Андрея Первозванного и святого апостола и евангелиста Луки, деснице святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи, честным мощам святых преподобномучениц великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары.
На этот раз к своему старшему брату в столь благостном деле присоединился Фонд име-ни преподобного Максима Грека. И вот теперь в России доселе невиданная у нас святыня, свя-занная с Пресвятой Владычицей нашей Богородицей. В течение октября-ноября ковчег с Поя-сом Богородицы посетил разные города нашей страны от Калининграда до Владивостока, и множество верующих смогли помолиться перед ним и попросить Богородицу об утешении и заступничестве для себя и своих близких.


«Честнейшая Херувим…»
Вся жизнь православных христиан проходит под благодатным покровом Пресвятой Бо-городицы, Своим девством и материнством послужившей делу человеческого спасения. Из все-го человеческого рода только Она одна смогла достичь такого нравственного и духовного со-вершенства, что удостоилась стать Матерью Того, Кто, по выражению преподобного Иоанна Дамаскина, с «превосходящей высоты, не покидая лона Отца, сошел в утробу Девы… Того, Кто, пройдя через добровольные страдания, принял смерть и вместе с телом… вновь восшел ко Отцу; Того, Кто и Матерь Свою по плоти привлек ко Отцу Своему, вознеся на небесную землю Ту, Которая по истине была земным небом».
Тысячелетиями человечество ожидало прихода в мир своего Спасителя. И вот благодаря Пречистой Деве «Превысший небес» Бог сошел на грешную землю, Творец уподобился Своему творению, Бог вочеловечился, чтобы человек обожился, то есть смог, наконец, достичь совер-шенства, назначенного ему Божественным замыслом о мире, и войти в Царство своего Творца.
Значение Божией Матери для дела нашего спасения Церковь явным образом утвердила в своем календаре, установив молитвенно отмечать в году пять великих богородичных праздни-ков (Рождество, Покров, Введение, Благовещение, Успение), а также большое число праздни-ков в честь прославившихся чудесами икон Пречистой Девы и событий, связанных с Ее особым заступничеством за род христианский.
Церковный год и начинается и заканчивается праздниками, посвященными Пречистой Владычице нашей Деве Марии: Рождество Богородицы Церковь празднует в самом начале года 21 сентября (н.ст.), а ее Успение – блаженное окончание земной жизни – 28 августа (н.ст.).
Но не все наши читатели, наверное, знают, что и самый последний день церковного года – 31 августа (13 сентября н.ст.) – тоже посвящен Богородице. В этот день Церковь празднует Положение Честного Пояса Пресвятой Богородицы. Об этой уникальной святыне и празднике в ее честь наш рассказ.

Пояс и Риза Пресвятой Девы
Свой чудотворный и благодатный Пояс Пречистая Богоотроковица сплела Своими ру-ками. С малых лет, во время спасительного чревоношения и до блаженного Успения, Она носила его на Себе.
Перед Успением Божией Матери к Ее смертному одру прибыли все апостолы, кроме свя-того Фомы, Промыслом Божиим попавшего в Иерусалим только через три дня после того, как Богородица была уже погребена в Гефсимании. Желая утешить апостола Фому и во исполнение его желания поклониться Богоприемному телу, апостолы открыли гроб, но священнейшего тела не нашли, поскольку Богородица воскресла и с телом была вознесена на небо.
Иерусалимское предание, особенно утвердившееся на Афоне, говорит, что когда апостол Фома вышел из погребальной пещеры Божией Матери, то, для утешения его в скорби, Она бла-говолила ниспослать ему с неба Пояс от Своей ризы. Драгоценный подарок Фома забрал с со-бой, а после его смерти часть Пояса возвратилась в Иерусалим и сохранялась здесь у благочес-тивых христиан.
Согласно преданию, отраженному в Минологии византийского императора Василия II (958-1025 гг.), Пояс и Риза (мафорий) Божией Матери незадолго до Ее Успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и из поколения в поколение сохранялись в Пале-стине. При императоре Восточной Римской империи Аркадии (395-408 гг.) Пояс Пресвятой Бо-городицы в драгоценном ковчеге был перенесен в Константинополь и торжественно установлен в церкви, расположенной в Халкопратии («Медный торг»), ремесленном городском районе, в одном из трех главных Богородичных храмов Царьграда. Пояс в ковчеге был запечатан золо-тым хрисовулом (печатью) императора Аркадия, на котором были указаны год и индикт Поло-жения Пояса в Константинополе, и точная дата этого события – 31 августа (по юлианскому ка-лендарю).
Риза Богородицы с V века хранилась в другом очень почитаемом храме, расположенном во Влахернах – северо-западном пригороде Константинополя на берегу бухты Золотой Рог (се-вернее Халкопратии). Оба эти храма были построены для этих святынь дочерью императора Аркадия святой благоверной царицей Пульхерией (399-453 гг.).
Историк Никифор Каллист Ксанфопул пишет, что святая Пульхерия в Халкопратии в честь Богородицы «установила ночные молитвы и процессию каждую среду, ее она возглавля-ла, идя пешком с горящей лампой, которую сама заправляла». В следующем веке патриарх Ти-мофей I (511-518 гг.) постановил совершать в похвалу Богоматери процессию каждую пятницу из Влахернской церкви в Халкопратийский храм. Эти особые богослужения были учреждены в подобие процессии от Святого Сиона в Гефсиманию на праздник Успения в Иерусалиме.

Чудо святого Пояса
Хотя праздник в честь Положения Пояса Богоматери в Халкопратии существовал с древности и в IX веке известный византийский гимнограф святой Иосиф Студит написал для него прекрасный канон с акростихом: «Крепостию мя Твоею опояши, Чистая Дево», ковчег с Поясом Богоматери не открывали на протяжении столетий.
Но однажды тяжело заболела жена императора Льва VI Мудрого (886-912 гг.) Зоя Кар-бонопсина («Угольноокая»). Долгое время она страдала от болезни, врачебные средства от ко-торой не помогали.
«По сей причине, – повествует святитель Димитрий Ростовский в Четьи-Минеях за 31 августа, – царь и его родственники были весьма опечалены; и начали все воссылать ко Господу усердные моления о страдавшей царице. После сего царице Зое было видение Божественное, знаменовавшее, что она получит исцеление, если на нее будет возложен пояс Пресвятой Бого-родицы. О сем видении царица рассказала своему мужу, царю Льву. Тотчас царь упросил пат-риарха открыть пояс Пресвятой Богородицы: была снята печать и открыт ковчег; и оказался че-стный пояс Пресвятой Богоматери целостным, нисколько не поврежденным от времени; все об-лобызали его с благоговением. И как только патриарх распростер его над царицей, тотчас она освободилась от мучения демонского и получила совершенное исцеление от недуга своего.
Тогда все с радостью прославили Христа Бога и Пречистую Матерь Его и, воспев благо-дарственные хвалебные пения, опять положили честный пояс в тот же золотой ковчег, запеча-тали его царскою печатью…».
Евфимий, духовник императора, ставший позднее Константинопольским патриархом (907-912 гг.), составил Слово в честь Преблагословенной Девы Богородицы, в воспоминание чуда, бывшего от Ее честного Пояса, а само празднование в честь его положения в Халкопратии приобрело еще большую торжественность.
После смерти мужа, императора Льва, в 912 году, Зоя Карбонопсина некоторое время была регентом при своем малолетнем сыне Константине VII Багрянородном (905-959 гг.). Но в 919 году власть в империи захватил Роман I Лакапин, который женил Константина на своей до-чери Елене, а Зою удалил в Петрий, где она постриглась в монастыре святой Евфимии. История сохранила для нас ее образ на византийских монетах того времени.

Святой Пояс в Ватопеде
Существует предание, согласно которому Пояс Богородицы был разделен на части, ко-торые со временем оказались в разных странах.
Византийские императоры часть Пояса брали с собой в военные походы, в одном из ко-торых одну такую святыню у византийцев отбили болгары. Позже сербский князь святой вели-комученик Лазарь I Хлебельянович (1372-1389 гг.), благотворитель многих церквей и монасты-рей в Сербии и на Афоне, подарил эту некогда утраченную греками часть Пояса Ватопедскому монастырю.
Согласно афонскому преданию, самую большую частицу Святого Пояса подарил Вато-педской обители византийский император Иоанн VI Кантакузин (1347-1354), духовным отцом которого являлся подвизавшийся в Ватопеде преподобный Савва, Христа ради юродивый. Из любви к своему старцу, император подарил монастырю, наряду с другими святынями, и эту ре-ликвию.
Честной Пояс сплетен из верблюжьего волоса, но на нем видны и золотые узоры, поскольку императрица Зоя в знак благодарности за ее чудесное исцеление вышила весь Пояс золотой ниткой.
Пребывая в обители, Честной Пояс прославился таким множеством чудес, что со време-нем имя его отождествилось с именем Ватопеда, а ватопедских монахов прозвали «Агиазони-тес», что значит «Святопоясники».
Неисчислимы чудеса, совершаемые Святым Поясом благодатью Богоматери, Которая освятила его ношением на Своем Пренепорочном теле. Пояс останавливает пожары и эпидемии смертельных болезней, исцеляет людей от телесных и душевных заболеваний.
Вот один рассказ из книги «Чудеса Святого Пояса». В 1864 году в Константинополе, бывшем к тому времени уже четыре столетия под турецким владычеством, свирепствовала эпи-демия холеры. Как только корабль, на борту которого находился ковчег со Святым Поясом по-дошел к порту, эпидемия прекратилась. Это невероятное чудо привлекло к себе внимание сул-тана, который попросил принести Честной Пояс во дворец, дабы к нему приложиться. Во время пребывания Святого Пояса в Константинополе греческий житель Галаты попросил перенести святыню в свой дом по причине тяжелой болезни сына. Однако к тому времени, когда Святой Пояс принесли, сын уже умер. Тем не менее, прибывшие с ковчегом отцы не отчаялись. Напро-тив, они попросили увидеть умершего, и как только на него был возложен Честной Пояс, умер-ший воскрес.

Праздник Положения Честного Пояса Пресвятой Богородицы
Древний Константинополь обладал тремя святынями, которые позволяли считать его го-родом Божией Матери: икона Божией Матери «Одигитрия», написанная, по преданию, еванге-листом Лукой и хранившаяся в монастыре Одигион («Путеводитель»), давшем название образу; Риза (мафорий) Девы Марии во Влахернах и Пояс Богородицы в Халкопратии.
Частица Ризы Богородицы была впервые привезена в Россию в XIV веке Дионисием Суздальским, став значимой реликвией московских великих князей. В XVII веке князь Василий Голицын привез другую частицу Ризы, которая хранилась в Успенском соборе Кремля (сейчас эти святыни возвращены Православной Церкви). С течением времени на Руси появилось много иконных списков «Одигитрии», также прославившихся чудесами (например, «Одигитрия Смо-ленская»). Поэтому неудивительно, что в России более известны праздники и храмы в честь Положения Честно́й Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (Ризоположения) и чудотворных икон Богородицы.
Третья великая святыня Константинополя и всей Православной Церкви – Пояс Богоро-дицы – в России впервые. Как уже говорилось, в первые века Честной Пояс хранился в Иерусалиме, затем, по большей части, в Константинополе, где при императоре Мануиле I Комнине (1143-1180) было установлено его празднование 31 августа (13 сентября) независимо от праздника Положения Честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне 2 (15) июля.
Думается, что всем нам будет полезно вспомнить, как на протяжении веков молились православные христиане перед этой святыней, дабы в ожидании встречи с ней настроиться на нужный молитвенный лад. Это легко сделать, если ознакомиться с богослужебными текстами праздника Положения Честного Пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии. Представим себя рядом с верующими Константинополя в день нашего общего торжества, проникнемся их чувст-вами – радостью, надеждой, благодарностью – к Пречистой Деве, Заступнице рода христиан-ского, всех с верою и любовью к Ней притекающих.
В текстах стихир и канонов богослужения праздника Церковь призывает своих чад, со-бравшихся на праздник в «присносветел храм», где «сокровище положися, Богоотроковицы по-яс честный», воспеть величие Богородицы и множество Ее чудес, приступить к святыне, полу-чить духовное «просвещение и очищение» и возопить «благодарным сердцем: Пресвятая, бла-гословим тя, Дево, спасаемые Рождеством Твоим» (то есть рожденным от Тебя Сыном Божиим Иисусом Христом).
«Богородице, пояса Твоего, праздник стяжали, веселящеся, – поет Церковь, – яко граду Твоему (Константинополю, а теперь Москве и всей России – В.Н.) днесь дати благоизволила священное препоясание, хранилище некрадомое, дар честен, неотъемлемое богатство, исцеле-ний реку, исполненную дарований духовных».
В вечерней стихире говорится: «Рака, содержащая, Богородице, пояс Твой, кивот освя-щения рабам Твоим, и священное ограждение, и слава, и похвала, и исцелений источник…». А в другом песнопении Церковь воздает славу Пречистой Деве такими словами: «Яко венцем пре-светлым, Пречистая Богородице, поясом Твоим святым, Церковь Божия обложися, и светится радующися днесь, тайно ликовствует, Владычице, вопиюще Тебе: радуйся, диадема честная и венец Божественной славы; радуйся, едина славы исполнение и вечное веселие; радуйся, к Тебе притекающим пристанище и предстательнице и спасение наше».
Среди множества прошений, благодарений и славословий этого праздника можно выде-лить несколько основных тем. Во-первых, Богородица и Ее Пояс прославляются за помощь и защиту города (и всей страны) от различных бед и врагов. Этому посвящены песнопения, кратко выражающие суть праздника – его тропарь и кондак. Так в кондаке сказано: «Богопри-ятное Твое чрево, Богородице, объемший пояс Твой честный держава граду Твоему необорима и сокровище есть благих неоскудно, едина рождшая Приснодево». О том же говорится и в дру-гих песнопениях праздника: «Подала еси граду Твоему пояс Твой, Преславная, твердое ограж-дение, сего объемлющ от всякия беды божественными действами, и непоборим от врагов со-блюдающ». Цари «Твоим поясом, Пречистая, светло обложении… страшны врагам борющим присно познаваются…». Не только цари, но и все мы, прибегая к Божией помощи через посред-ство святыни, «тли избавляемся, и бед и напастей».
Второй весьма важный аспект наших молитв к Богородице это наша борьба со грехом в себе. Верующие просят Богородицу помочь им в борьбе не только с внешними, но и с нашими внутренними врагами – мучающими нас греховными страстями: «Препояши силою нас, Дево, пояса Твоего, на врагов укрепляющи, страсти покоряющи присно мучающие и борющие, и по-бедительное нам безстрастие присно подающи, чисто славити Тя, и Сыну Твоему вопити при-лежно: Иисусе всесильне, спаси всех, яко благоутробен»! От соприкосновения со святыней у человека «обновляется сердце», он «препоясуется силою непобедимою на страсти нечистыя» и пребывает невредимым «от враг безплотных». Поэтому каждый христианин просит Пречистую очистить его от «ложной любви страстей», оградить от врага рода человеческого, «всегда ис-кушающаго грехов тяготою», освободить от уныния, пленения и греха.
Христиане также просят Богородицу исцелить их от болезней и верят, что «благочестно приступающие» к святыне, некогда опоясывавшей Ее святое нетленное тело, получат освобож-дение от «недуг и скорбей»; что Честный Пояс Пречистой Девы – «источник исцелений неис-тощаемый» – «источает благодатию» «исцеления верным»; что от него «труждающымся во многих болезнех покой совершен приходит».
И самое главное, о чем мы просим и за что прославляем Богородицу – это подаваемые нам через Нее Богом духовные дары: освящение, просвещение ума Божественным светом, обожение. Мы освящаемся, «верою прикасающеся, и страхом честно облобызающе» Пояс, ко-торым «препоясала ложесна, Непорочная, Бога заченшая». Любовь к нам Богородицы возводит нас «от земли к небеси».
Особенно ярко и емко об этом сказано в икосе кондака: «Твоим мя просвети светом, Де-во Богородице, и разруши мою тьму во уме лежащую люте, яко да чисто Тебе приступлю Чис-тей, земныя (т.е. христиан) обожившей: воспою Твой… божественный пояс, светлейший солн-ца, его же мир сей имать яко тверд покров и надежду, побеждающ советы врагов беззаконных, и сих коварства разоряющ, и всегда сохраняющ Твоя рабы. Радуйся, Дево, христиан похвало».
В праздничных песнопениях говорится, что по Своей неизреченной любви Богородица оставила нам Свой Пояс как «покров, помощь и источник священия». Однако для того, чтобы люди, склонные к поклонению материальным предметам и сотворению себе кумиров из сомни-тельных авторитетов, не впали в фетишизм, воздавая честь и поклонение «вещи», святые твор-цы православного богослужения написали тропарь, разъясняющий нам, что все благодеяния, получаемые нами от этой святыни, на самом деле совершаются Богом и Его благодатию, пода-ваемой нам лишь через посредство вещественных предметов: «Недугующих исцеление, по-ползнувшихся утверждение, и унывающих благодушие божественно, кормило плавающих, за-блудших обращение, последующая честному Твоему поясу, Чистая Дево, божественная благо-дать воистину есть…».
Благодать «последует» Честному Поясу, поскольку нам, существам несовершенным и двусоставным, имеющим невидимую, неосязаемую душу и твердую плоть, часто необходимо вещественное пособие, видимый знак присутствия и действия в мире благодати Божией. И по-тому благодать невидимо присутствует и подается нам через честные мощи святых угодников Божиих, через иконы Спасителя, Богородицы и святых, через вещи, принадлежавшие им в их земной жизни. И если мы это понимаем, то можем непогрешительно воспеть песнь Богоотроко-вице и Ее Честному Поясу словами праздничной стихиры: «Смысл очистивше и ум, со ангелы и мы торжествуем, светло начинающе давидскую песнь Отроковице… воскресни, Господи, гла-голюще, в покой Твой… яко бо палату красну Сию украсив, и причте Ю граду Твоему, Влады-ко, строити и покрывати от супостатных поган, державною силою Твоею, молитвами Ея».

В ожидании святыни
В настоящее время ватопедские монахи делают маленькие пояски, освящают их на Поя-се Пресвятой Богородицы и раздают верующим. Известно, что благодаря предстательству При-снодевы эти пояски помогают в исцелении раковым и другим больным, а также супругам в бес-плодии. Монахи раздают верующим своеобразную памятку о том, как надо пользоваться освя-щенными поясками. В ней говорится: «Верующие опоясываются этим пояском на некоторое время, живя покаянием, исповедью, молитвой и причащением Святых Таин. Таким же образом поступают и супруги, прибавляя к этому пост и супружеское воздержание – по возможности и взаимному согласию». При этом отмечается, что «искреннее покаяние и участие в Таинствах Церкви должны продолжаться в течение всей нашей жизни, поскольку они являются единст-венным способом общения и единения с Богом, как в настоящем, так и в будущем веке».
Поскольку Пояс Богородицы хранится на Афоне, куда доступ женщинам закрыт в тече-ние уже многих веков, то для наших соотечественниц это редчайшая возможность поклониться Честному Поясу Богородицы, сердцем и душой обратиться к Самой Приснодеве и попросить Ее ходатайства пред Ее Сыном и Богом Иисусом Христом подать нам божественную благодать на совершение нашего служения Богу в чистоте, целомудрии и смирении, испросить себе и своим близким освящения души и тела, веры, надежды, любви, победы над греховными страстями, божественного просвещения, а также мира и благополучия всей русской земле.
Перед принесением святыни в Москве в Марфо-Мариинской обители было организовано изготовление символических поясков, которые впоследствии были освящены на Поясе Пресвя-той Богородицы и бесплатно раздавались всем верующим, приходящим поклониться святыне.
Россия – дом Пресвятой Богородицы. Притечем к Ней с покаянием в наших прегрешени-ях, с молитвой, славословием и благодарностью за то, что хранит Она Русь Святую и низводит на нас многие милости Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Сына Божия, благодаря Ей ставшего навечно и Сыном человеческим.
Все пребывающие в радостном ожидании встречи с великой святыней могут от чистого сердца воскликнуть вместе с церковным песнописцом Иосифом Студитом:
«Честный Твой пояс честно вси радостным сердцем облобызаем, честь сущую всех вер-ных, Богородице, яко пречестному Твоему прикоснувшуся телеси»!


Немыченков В.И.
Автор выражает искреннюю благодарность
братии монастыря Ватопед за помощь в подготовке статьи.

Православный женский журнал "Славянка", №6(36), ноябрь-декабрь 2011г.,
Рубрика «Великие святыни Православия»

Вернуться назад